Классификация моторных масел по ГОСТ, SAE и API

Государственный стандарт ГОСТ 17479.1-85 «Масла моторные. Классификация и обозначение» разработан взамен устаревшего ГОСТ 17479-72 для классификации моторных масел согласно их на классам по вязкости, назначению, а также уровням эксплуатационных свойств. Здесь приводится описание отечественной классификации моторных масел с учетом «Изменения №3» к ГОСТ 17479.1-85, в котором увеличено число классов вязкости, а также изменены их границы, введены новые группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств и некоторые наименования. Так, по всему тексту стандарта, масла для карбюраторных двигателей называются более точным термином – масло для бензиновых двигателей.

ГОСТом 17479.1-85 предусматривается обозначение моторных масел, толкующее потребителю основную информацию об их особенностях и области применения. Принятое обозначение включает следующие символы: букву М (моторное), цифру или дробь, указывающие класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел), одну или две буквы, обозначающие уровень эксплуатационных качеств данного масла и область его применения. Универсальные масла маркируются буквой без индекса или двумя буквами с разными индексами. Индекс 1 присваивается маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 – маслам для дизельных моторов.

Таблица 1 – классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85

Класс вязкости Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре
100°С -18°С, не более
4,1 2600
5,6 600
5,6 10400
6 5,6 … 7,0 -
8 7,0 … 9,3 -
10 9,3 … 11,5 -
12 11,5 … 12,5 -
14 12,5 … 14,5 -
16 14,5 … 16,3 -
20 16,3 … 21,9 -
24 21,9 … 26,1 -
3з/8 7,0 … 9,3 1250
4з/6 5,6 … 7,0 2600
4з/8 7,0 … 9,3 2600
4з/10 9,3 … 11,5 2600
5з/10 9,3 … 11,5 6000
5з/12 11,5 … 12,5 6000
5з/14 12,5 … 14,5 6000
6з/10 9,3 … 11,5 10400
6з/14 12,5 … 14,5 10400
6з/16 14,5 … 16,3 10400

Классы вязкости моторных масел, установленные ГОСТ 17479.1-85, представлены в таблице 1, а группы по назначению и эксплуатационным свойствам – в таблице 2. Примеры обозначений с пояснением значения ее составных частей облегчат пользование данными таблицами. Так, марка М-6з/10В сообщает нам, что данное моторное масло всесезонное, универсальное, предназначено для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В); М-4з/8-В2Г1 – моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1); М-14Г2(цс) – моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В приведенном примере после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения («цс» означает судовое циркуляционное).

Таблица 2 – группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)

Группа Рекомендуемая область применения
А   Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2 Малофорсированные дизели
В В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2.
Е2 Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

В нормативной документации дополнительные характеристики применяемости и особенностей свойств масел вводились в стандартные обозначения без скобок (М-8Г2к, М-10ДМ, М-16ДР и т.п.), иное назначение масла обозначала группа Е (раньше так обозначали цилиндровые масла для лубрикаторных смазочных систем крейцкопфных дизелей), употреблялись и нестандартные марки (МТ-16п, М-16ИХП-3). Поскольку старые марки содержатся в многочисленных инструкциях по эксплуатации техники, нормативной документации на масла, картах смазки и другой документации, не представляется возможным единовременно исключить все ранее принятые обозначения.

В таблице 3 приведены данные о соответствии обозначений моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 аналогам по классам вязкости SAE и классификации АРI. Часто возникает необходимость решения вопросов взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел, например, когда необходимо выбрать отечественное масло для импортной техники или зарубежное масло для отечественного двигателя.

В международном масштабе общепринятой стала классификация моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров – SAE. Уровень эксплуатационных свойств и область применения зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации АРI (Американский институт нефти). ГОСТ 17479.1-85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE и классам АРI по условиям и областям применения моторных масел.

Нужно отметить, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии. Данные таблице 3 дают возможность, зная стандартную характеристику отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE и АРI, найти его ближайший отечественный аналог. Классы вязкости SAE, в большинстве случаев, имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100°С, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1-85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по ГОСТ 17479.1-85. В таком случае предпочтительно указать аналог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по заявленным данным или нормативной документации на такой продукт.

Таблица 3 – соответствие классов вязкости и групп моторных
масел по ГОСТ 17479.1–85 классификациям SAE и АРI

Класс вязкости
по ГОСТ 17479.1–85 по SAE
5W
10W
15W
20W
6 20
8 20
10 30
12 30
14 40
16 40
20 50
24 60
3з/8 5W-20
4з/6 10W-20
4з/8 10W-20
4з/10 10W-30
5з/10 15W-30
5з/12 15W-30
6з/10 20W-30
6з/14 20W-40
6з/16 20W-40
Группа масла
по ГОСТ 17479.1–85 по АРI
А SB
Б SC/CA
Б1 SC
Б2 CA
В SD/CB
В1 SD
В2 CB
Г SE/CC
Г1 SE
Г2 CC
Д1 SF
Д2 CD
Е1 SG
Е2 CF-4
* Эти классы АРI не имеют аналогов в отечественной классификации SH*
SJ*
CG-4*

В соответствии с классификацией АРI моторные масла подразделяются на две категории: «S» (Service) – масла для бензиновых двигателей и «С» (Commerсial) – масла для дизельных двигателей. Универсальные масла обозначают классами обеих категорий. Классы в категориях указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию, например, SF, SH, СС, CD или SF/СС, CG/CD, СF-4/SН для универсальных масел. Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу АРI, но производимые разными компаниями, могут существенно отличаться по составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь существенный запас по ряду параметров.

При подборе аналога по области применения и уровню эксплуатационных свойств нужно принять во внимание все специальные требования к моторному маслу со стороны изготовителя техники (например, ограничения по сульфатной зольности, отсутствие или, напротив, наличие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т.п.).

Отечественный рынок наводнен широчайшим ассортиментом моторных масел, классифицированных по API. Но нужно учитывать, что некоторые из представленных марок не проходили соответствующих испытаний и не имеют сертификата, выданного API. Классы API в них обозначаются по аналогии с зарубежными маслами, имеющими в своем составе аналогичный пакет присадок, что не является достаточным признаком, подтверждающим эксплуатационные свойства таких масел. Класс масла по API может подтверждаться только сертификатом, выданным непосредственно API.

Aimol в бочках и канистрах AIMOL Foodline AW PAO 100

Aimol в бочках и канистрах AIMOL Foodline AW 22

Aimol в бочках и канистрах AIMOL Foodline AW 32

Aimol в бочках и канистрах AIMOL Foodline AW 46