Классификация моторных масел по ГОСТ, SAE и API

Государственный стандарт ГОСТ 17479.1-85 «Масла моторные. Классификация и обозначение» разработан взамен устаревшего ГОСТ 17479-72 для классификации моторных масел согласно их на классам по вязкости, назначению, а также уровням эксплуатационных свойств. Здесь приводится описание отечественной классификации моторных масел с учетом «Изменения №3» к ГОСТ 17479.1-85, в котором увеличено число классов вязкости, а также изменены их границы, введены новые группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств и некоторые наименования. Так, по всему тексту стандарта, масла для карбюраторных двигателей называются более точным термином – масло для бензиновых двигателей.

ГОСТом 17479.1-85 предусматривается обозначение моторных масел, толкующее потребителю основную информацию об их особенностях и области применения. Принятое обозначение включает следующие символы: букву М (моторное), цифру или дробь, указывающие класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел), одну или две буквы, обозначающие уровень эксплуатационных качеств данного масла и область его применения. Универсальные масла маркируются буквой без индекса или двумя буквами с разными индексами. Индекс 1 присваивается маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 – маслам для дизельных моторов.

Таблица 1 – классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85

Класс вязкости Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре
100°С -18°С, не более
4,1 2600
5,6 600
5,6 10400
6 5,6 … 7,0 -
8 7,0 … 9,3 -
10 9,3 … 11,5 -
12 11,5 … 12,5 -
14 12,5 … 14,5 -
16 14,5 … 16,3 -
20 16,3 … 21,9 -
24 21,9 … 26,1 -
3з/8 7,0 … 9,3 1250
4з/6 5,6 … 7,0 2600
4з/8 7,0 … 9,3 2600
4з/10 9,3 … 11,5 2600
5з/10 9,3 … 11,5 6000
5з/12 11,5 … 12,5 6000
5з/14 12,5 … 14,5 6000
6з/10 9,3 … 11,5 10400
6з/14 12,5 … 14,5 10400
6з/16 14,5 … 16,3 10400

Классы вязкости моторных масел, установленные ГОСТ 17479.1-85, представлены в таблице 1, а группы по назначению и эксплуатационным свойствам – в таблице 2. Примеры обозначений с пояснением значения ее составных частей облегчат пользование данными таблицами. Так, марка М-6з/10В сообщает нам, что данное моторное масло всесезонное, универсальное, предназначено для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В); М-4з/8-В2Г1 – моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1); М-14Г2(цс) – моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В приведенном примере после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения («цс» означает судовое циркуляционное).

Таблица 2 – группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)

Группа Рекомендуемая область применения
А   Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2 Малофорсированные дизели
В В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2.
Е2 Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

В нормативной документации дополнительные характеристики применяемости и особенностей свойств масел вводились в стандартные обозначения без скобок (М-8Г2к, М-10ДМ, М-16ДР и т.п.), иное назначение масла обозначала группа Е (раньше так обозначали цилиндровые масла для лубрикаторных смазочных систем крейцкопфных дизелей), употреблялись и нестандартные марки (МТ-16п, М-16ИХП-3). Поскольку старые марки содержатся в многочисленных инструкциях по эксплуатации техники, нормативной документации на масла, картах смазки и другой документации, не представляется возможным единовременно исключить все ранее принятые обозначения.

В таблице 3 приведены данные о соответствии обозначений моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 аналогам по классам вязкости SAE и классификации АРI. Часто возникает необходимость решения вопросов взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел, например, когда необходимо выбрать отечественное масло для импортной техники или зарубежное масло для отечественного двигателя.

В международном масштабе общепринятой стала классификация моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров – SAE. Уровень эксплуатационных свойств и область применения зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации АРI (Американский институт нефти). ГОСТ 17479.1-85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE и классам АРI по условиям и областям применения моторных масел.

Нужно отметить, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии. Данные таблице 3 дают возможность, зная стандартную характеристику отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE и АРI, найти его ближайший отечественный аналог. Классы вязкости SAE, в большинстве случаев, имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100°С, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1-85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по ГОСТ 17479.1-85. В таком случае предпочтительно указать аналог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по заявленным данным или нормативной документации на такой продукт.

Таблица 3 – соответствие классов вязкости и групп моторных
масел по ГОСТ 17479.1–85 классификациям SAE и АРI

Класс вязкости
по ГОСТ 17479.1–85 по SAE
5W
10W
15W
20W
6 20
8 20
10 30
12 30
14 40
16 40
20 50
24 60
3з/8 5W-20
4з/6 10W-20
4з/8 10W-20
4з/10 10W-30
5з/10 15W-30
5з/12 15W-30
6з/10 20W-30
6з/14 20W-40
6з/16 20W-40
Группа масла
по ГОСТ 17479.1–85 по АРI
А SB
Б SC/CA
Б1 SC
Б2 CA
В SD/CB
В1 SD
В2 CB
Г SE/CC
Г1 SE
Г2 CC
Д1 SF
Д2 CD
Е1 SG
Е2 CF-4
* Эти классы АРI не имеют аналогов в отечественной классификации SH*
SJ*
CG-4*

В соответствии с классификацией АРI моторные масла подразделяются на две категории: «S» (Service) – масла для бензиновых двигателей и «С» (Commerсial) – масла для дизельных двигателей. Универсальные масла обозначают классами обеих категорий. Классы в категориях указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию, например, SF, SH, СС, CD или SF/СС, CG/CD, СF-4/SН для универсальных масел. Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу АРI, но производимые разными компаниями, могут существенно отличаться по составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь существенный запас по ряду параметров.

При подборе аналога по области применения и уровню эксплуатационных свойств нужно принять во внимание все специальные требования к моторному маслу со стороны изготовителя техники (например, ограничения по сульфатной зольности, отсутствие или, напротив, наличие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т.п.).

Отечественный рынок наводнен широчайшим ассортиментом моторных масел, классифицированных по API. Но нужно учитывать, что некоторые из представленных марок не проходили соответствующих испытаний и не имеют сертификата, выданного API. Классы API в них обозначаются по аналогии с зарубежными маслами, имеющими в своем составе аналогичный пакет присадок, что не является достаточным признаком, подтверждающим эксплуатационные свойства таких масел. Класс масла по API может подтверждаться только сертификатом, выданным непосредственно API.

MANNOL Fluid MANNOL Fluid автожидкости

MANNOL Antifreeze MANNOL Antifreeze антифризы

MANNOL Grease MANNOL Grease пластичные смазки

MANNOL Industry MANNOL Industry индустриальное масло